Электромеханические адаптивные системы управления боковым движением летательного аппарата, разработанные на основе метода последовательного компенсатора

Рассмотрены вопросы разработки и исследования электромеханических адаптивных систем управления боковым движением летательных аппаратов легкого и сверхлегкого классов, которые находят все большее применение благодаря их тактико-техническим характеристикам. Строятся нелинейные и линеаризованные математические модели динамики бокового движения летательного аппарата, учитывающие и не учитывающие электромагнитную динамику исполнительного электропривода рулевого органа. Полагая, что в обоих случаях математических моделей как объектов управления нарушены условия согласования, параметры линейных частей неизвестны, а нелинейная часть является ограниченной функцией, для построения адаптивных систем рассматривается метод последовательного компенсатора. Приводятся результаты компьютерных исследований эффективности построенных электромеханических адаптивных систем в достижении ими свойств динамической устойчивости и быстродействия в условиях влияния электромагнитной динамики либо трактуемой как сингулярное возмущение, либо учитывая ее математическую модель объекта. Компьютерное моделирование продемонстрировало также эффективность метода последовательного компенсатора в обеспечении стабильности бокового движения к действию ветровых возмущений. Исследования проводились на базе расчетной модели легкого беспилотного летательного аппарата БПЛА-70V (массой 65 кг) компании «Aerospase Academy» (Вьетнам), предназначенного для дистанционного мониторинга подстилающих поверхностей.

Авторы: Чан Куок Тоан, В. В. Путов, В. Н. Шелудько

Направление: Электротехника

Ключевые слова: Летательный аппарат, боковое движение, адаптивное управление, метод последовательного компенсатора, электромагнитная динамика исполнительных электроприводов, ветровые возмущения


Открыть полный текст статьи