Информационная поддержка ранней профориентации. Модель претендента. Паспорт

Рассмотрены особенности ранней профориентации, которая должна учитывать как пожелания школьников (и их родителей), так и их способности (возможности), а также требования конкретных профессий. При этом неправильная (завышенная) оценка способностей и возможностей ведет к неправильному выбору будущей профессии (области деятельности), переквалификации и появления психологического недовольства собой у претендента. Рассмотрен комплекс задач, решение которых нуждается в информационном сопровождении при ранней профориентации. Приведена обобщенная структура (верхний уровень) профессионального паспорта, включающая следующие основные компоненты: интеллектуальные, психологические, психофизиологические, физиологические и социальные, а также демографические характеристики, успехи и достижения, а также профессиональную траекторию. Приведен комплекс кортежей, формально описывающих верхний уровень личного профессионального паспорта. Проведен анализ основных пользователей и задач, нуждающихся в информационной поддержке. Рассмотрены особенности и структура информационной системы поддержки профориентации на ранних стадиях (школа), а также перспективы ее развития на основе использования личного профессионального паспорта с целью построения эффективной профессиональной траектории, наиболее соответствующей требованиям и возможностям претендента.

Авторы: Н. А. Назаренко, П. И. Падерно, И. С. Никифоров

Направление: Информатика, вычислительная техника и управление

Ключевые слова: Профориентация, информационная поддержка, профессиональный паспорт, модель претендента, информационная система поддержки профориентации, профессиограмма


Открыть полный текст статьи