Взаимодействие пользователя с информационной системой. Часть 3. Оценка эффективности

Эта статья – третья из цикла, посвященного вопросам взаимодействия пользователя с информационной системой. Рассматривается задача расчета и оценки эффективности взаимодействий. Для этого предлагается отнести группу сравниваемых информационных сервисов (реализации интерфейса взаимодействия и информационной системы) к некоторому классу, для которого построена модель взаимодействий. Затем в терминах модели можно вычислить показатели эффективности – результативность как гарантированность получения результата пользователем; оперативность как быстроту ввода и получения данных; ресурсоэкономность как умеренность когнитивной нагрузки на человека при работе. Полученные значения показателей могут непосредственно использоваться для сравнения взаимодействий. Выделяются 3 класса распространенных информационных сервисов: запросный, управляющий и игровой. Для первого из них, как достаточно простого для исследования, строится аналитическая модель взаимодействия, а также предлагаются 3 схемы реализации, отличающиеся плотностью заполнения интерфейсных форм полями ввода/вывода; выводятся формулы для вычисления показателей. Проводится эксперимент по расчету показателей эффективности взаимодействий в каждой из схем для различного числа интерфейсных элементов. Приводятся значения показателей, а также среднеквадратичной эффективности по ним и их парам в табличном и графическом виде; рассматривается ранжирование эффективности схем по Парето. Анализируются полученные результаты и делаются выводы, которые подтверждают обоснованность полученных формул. Указываются направления дальнейшего исследования.

Авторы: П. А. Курта

Направление: Информатика, вычислительная техника и управление

Ключевые слова: Информационная система, интерфейс, эффективность, показатели, модель


Открыть полный текст статьи