Взаимодействие пользователя с информационной системой. Часть 1. Схема взаимодействия и классификация недостатков
Рассматриваются вопросы взаимодействия пользователя с информационной системой. Ставится задача выявления, классификации и систематизации недостатков взаимодействий. Описывается обобщенная схема работы пользователя с системой при решении определенной задачи. Вводятся три критерия недостатков, используя философские категории Форма vs Содержание и Избыточность vs Недостаточность, а также Высоко- Средне- и Низкоуровневость нахождения в реализации, комбинация которых дает 12 классов. Определяются следующие компоненты эффективности взаимодействия: результативность как качество решения задачи; оперативность как скорость такого решения; ресурсоэкономность как сохранность пользователем затрачиваемых на решение ресурсов. Делается обзор научных работ, посвященных недостаткам интерфейсов различных человеко-ориентированных систем, что позволяет выделить из них 20 основных и для каждого указать его негативное влияние на итоговую эффективность взаимодействия. Классификация недостатков, снижение каждым из них компонентов эффективности, а также усредненное снижение синтезируются в единый матричный вид. Ставится направление дальнейшего исследования, которое будет освещено в следующей статье цикла.
Авторы: П. А. Курта
Направление: Информатика, вычислительная техника и управление
Ключевые слова: Информационная система, интерфейс, схема взаимодействия, классификация недостатков, эффективность
Открыть полный текст статьи