Выбор обучающих технологий с учетом расхода ресурсов и личностных особенностей обучаемых

Рассмотрен комплекс вопросов, связанных со сравнением и выбором обучающих технологий, направленных на совершенствование некоторой характеристики. Проведен анализ возможных случаев зависимости расходов ресурса от времени обучения, числа обучающихся и др. Предложен критерий сравнительной оценки технологий, связывающий расход ресурса с интенсивностью изменения значений характеристики при использовании конкретной обучающей технологии. Рассмотрены два типа задач выбора технологий обучения для случаев, когда задано значение характеристики, которое должно быть достигнуто без ограничений по времени и с ограничениями по времени. Проведено решение задач выбора обучающих технологий для этих типов задач, с целью минимального расхода ресурса для экспоненциального или гиперболического (общего вида) закона изменения характеристики. Получен комплекс соотношений (аналитических зависимостей), позволяющих выбрать оптимальные технологии как для одной технологии, так и для двух последовательно выполняемых технологий. Проведенный комплекс исследований и разработанная методика (подход) являются методической основой для решения широкого класса задач оптимизации процесса обучения. Приведенные аналитические зависимости могут быть положены в основу разработки комплекса программно-информационных средств, реализующих информационную и процедурную поддержку выбора образовательных технологий, обеспечивающих минимальный расход ресурса при решения задач совершенствования характеристики в конкретных условиях (ограничениях). При этом процесс поиска оптимальных обучающих технологий может быть достаточно просто алгоритмизирован. Полученные результаты являются важным шагом в разработке системы интеллектуальной поддержки решения оптимальных задач, связанных с выбором необходимых технологий обучения, в зависимости от индивидуальных особенностей обучаемого и сформулированных задач обучения.

Авторы: И. С. Никифоров, П. И. Падерно

Направление: Информатика, вычислительная техника и управление

Ключевые слова: Обучающие технологии, интенсивности, ресурсы, критерии, задачи, ограничения, аналити-ческие выражения, оптимальный выбор


Открыть полный текст статьи