Адаптивная система управления нелинейным упругим летательным аппаратом, построенная по выходу методом последовательного компенсатора

Рассмотрена задача предотвращения возможности возникновения и развития изгибно-крутильного флаттера крыльев летательного аппарата путем принудительного подавления нелинейных упругих крутильных колебаний крыльев средствами адаптивного управления. Разработана нелинейная математическая модель продольного движения летательного аппарата, учитывающая крутильную аэроупругсть крыльев. Разработана и исследована адаптивная система управления продольным движением нелинейного упругого ЛА, построенная методом последовательного компенсатора. Для представления с целью применения метода последовательного компенсатора нелинейной математической модели продольного движения ЛА в виде формы «вход-выход» потребовалась ее частичная линеаризация. Проведенное компьютерное исследование продемонстрировало удовлетворительную эффективность построенной адаптивной системы управления по выходу в подавлении нелинейных аэроупругих крутильных колебаний крыльев ЛА.

Авторы: В. В. Путов, В. Н. Шелудько, В. Ф. Нгуен, А. В. Путов, Н. Д. Тхань

Направление: Автоматизация и управление

Ключевые слова: Летательный аппарат, продольное движение, нелинейная математическая модель, аэроупругость крыльев, изгибно-крутильный флаттер, подавление аэроупругих колебаний средствами адаптивного управления по выходу и по состоянию, метод последовательного компенсатора, метод мажорирующих функций


Открыть полный текст статьи